Школьник и компьютер
(Материал для родительского собрания)
Компьютер и информационные технологии сегодня органично вписываются в любую сферу человеческой деятельности. И владение им становится одним из основных критериев при устройстве на работу. Введение информатики в школьный курс не случайно. Нынешний век – век информации и каждый из нас должен уметь получать, хранить, обрабатывать и передавать большие объемы различной по содержанию информации. Задача школьной информатики – формирование у ребенка единой информационной картины мира. Незаменимым помощником при работе с большим объемом информации является компьютер.
Но, как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера следует особо выделить одну – проблему влияния компьютера на здоровье человека, а в особенности ребенка.
Сначала хочу отметить положительные стороны влияния компьютера на школьника.
- Чаще всего первое знакомство ребенка с компьютером происходит в процессе игр и это правильно. Попадая в компьютерную игру, дети создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления, как обобщение и классификация.
- Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только их знаки. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть они учатся мыслить без опоры на внешние предметы, что важно в дальнейшем при обучении счету и чтению «про себя».
- Также психологи заметили, что в процессе обучающих игр у детей улучшаются память и внимание. У маленьких детей еще нет желания запомнить что-либо с какой-то целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоционально окрашенные случаи или детали, и здесь незаменимым помощником может оказаться компьютер, так как значимым и ярким становится содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
- Работа за компьютером не только развивает интеллект детей. В любых играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает моторику. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. Ваш ребенок уже никогда не спутает понятия право и лево.
Учеба школьника с помощью компьютера – это:
- Написание текстов.
- Составление таблиц и диаграмм.
- Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков.
- Возможность обработки фото и видео файлов, печать фотографий. (Реставрация старых фотографий, создание фильмов и т.д.)
- Использование учебных дисков по различным предметам для расширения своих знаний и кругозора.
- Использование компьютерного лексикона и словарей для выполнения домашних заданий и самообразования.
- Возможность эстетического оформления сочинений, научных работ, докладов, рефератов.
- Возможность поиска информации по определенной учебной теме с помощью интернет.
- Возможность участия в олимпиадах различного уровня.
Кроме учебы, компьютер дает школьнику возможность:
- Находить себе друзей, единомышленников в различных странах, городах и поселках.
- Находить необходимые материалы для удовлетворения собственных интересов.
- Посылать и получать электронные письма, развивать в себе умение писать письма.
Мнение одного из врачей: «Компьютер может быть не только другом, но и превратиться в злейшего врага, который мстит потерей здоровья». Для того чтобы компьютер не стал врагом вашему ребенку необходимо взять на себя контроль работы ребенка на компьютере и постепенно приучить его самого к безопасной работе на нем.
Продолжительность работы за компьютером:
- для детей 5 лет не более 10 минут;
- для детей 6-7 лет – 15 минут.
Вообще, время для работы за компьютером можно вычислять так: возраст полных лет ребенка увеличить в 2-3 раза и получим число в минутах для непрерывной работы за компьютером. Время перерыва должно быть в 2-3 раза больше. Для того чтобы не забывать о времени, существуют компьютерные программки, которые по истечении заложенного в них времени блокируют работу компьютера и подают звуковой сигнал, напоминая о том, что пора отдохнуть.
«Золотые правила» при работе за компьютером:
- За компьютером сиди правильно и расслабленно.
- Чаще меняй позу, делай перерывы в работе.
- Пальцы должны быть легкими и расслабленными.
- Заботься о зрении при работе за компьютером.
- Закончил занятие – сделай разминку.
- Не играй в игры перед сном.
При соблюдении всех этих условий пользование компьютером будет безвредным для здоровья.
Компьютер и интернет
Интернет дает ребенку неограниченные возможности при поиске информации, общении со сверстниками в любых уголках мира в режиме онлайн, что, несомненно, является положительным фактором в становлении образованной личности, но и здесь работа с компьютером имеет обратную сторону. Наряду с полезной информацией ребенок может получить различную информацию сомнительного содержания:
- Большое количество сайтов содержит сектантское проповедничество, распространение магии, шаманства и т.д.
- Многие страницы содержат порнографию, красочную рекламу о наркотиках, виды суицидов.
- Вероятны встречи с опасными людьми в чатах, где за разговором ребенка можно вовлечь в любую деятельность.
- Вовлечение в азартные игры.
Невозможно и не нужно запрещать ребенку пользоваться интернетом, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах. Для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.
Советы родителям:
- Чаще общайтесь с ребенком, пусть он чувствует, что не одинок со своими проблемами, страхами, неуверенностью. И тогда ребенок не будет искать общения «на стороне», в интернете.
- Для того чтобы контролировать использование ребенком компьютера, родители должны сами хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться.
- Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.
- Следите за временем работы ребенка за компьютером, а также за посадкой школьника во время работы.
- Внушите ребенку не давать никакой личной информации в интернете (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей, телефон).
- Будьте в курсе электронной почты, которую получают ваши дети. Предупредите, что нельзя открывать подозрительные послания электронной почты.
- Регулярно проводите время в Интернете вместе с ребенком, чтобы знать, чем он занимается, что его интересует.
- Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.
- Приобретите программу, которая ограничивает доступ детей к нежелательным ресурсам в Интернете.
Нужно признать, что компьютер – наше будущее. Работа на нем обучает детей новому более простому и быстрому способу получения и обработки информации. С другой стороны, нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
|