Представление собственного педагогического опыта

Тема: Компетентностный подход в обучении информатике

Цифровой мир предъявляет новые требования к своим гражданам: знать и уметь что-то по-прежнему важно, но уже недостаточно, поскольку это дает лишь статическую картинку. Технологии молниеносно развиваются – и как бы ни были хороши знания и умения подростка, если он не хочет и не считает нужным учиться дальше, он неизбежно отстанет. Эту ситуацию хорошо иллюстрируют слова Льюиса Кэрролла в книге «Алиса в Зазеркалье»: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее.

Высокий темп технологических изменений рассматривается как важное измерение информационного общества. Основной из проблем, на разрешение которой нацелена Программа «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», является наличие низких навыков использования информационных технологий. Из этого следует, что современное общество нуждается в образованных, мобильных, самостоятельных молодых профессионалах, которые не только обладают знаниями, но и умеют применять их в своей практической деятельности. Отсюда возникают новые, более высокие требования к системе образования в целом, и к системе школьного образования в частности.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и, собственно, жизнедеятельности, необходимо применять технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних учащихся.

Задача школы – не просто дать ученику необходимый набор знаний, умений, навыков, а подготовить его к взрослой жизни, попытаться научить его не просто применять знания для решения конкретной задачи, а научить его ставить и решать проблемы, научить применять полученные умения и навыки для решения как повседневных, так и профессиональных проблем. В обучающих программах важно формировать установку на постоянное обновление знаний и приобретение новых компетенций. «В ХХI веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться» (Элвин Тоффлер)

Компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций. Приложение 1

Важную роль в процессе формирования ключевых компетенций играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Приложение 2

Темп изменений в обществе нарастает, и время настойчиво стучится в двери школы. Современные российские школьники существенно отличаются от детей и подростков, ходивших в школу 10–15 лет назад. Сегодня они в дополнение к домашнему компьютеру пользуются гаджетами разного калибра — мобильниками, смартфонами, айпадами, легко совмещают реальность и виртуальность.

В этих условиях для формирования ключевых компетенций требуются новые организационные формы образовательного процесса:

  • - метод анализа ситуаций (кейс-метод);
  • - веб-квест технология;
  • - технология с применением метода проектов;
  • - тренинговая технология;
  • - рефлексивная технология и др.

 

Данный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение учащегося в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и развитие личностного потенциала учащегося, формирование самооценки, самоконтроля учащихся и рефлексии педагога, которая позволяет добиваться лучших результатов в образовательном процессе.

Новизна опыта заключается в комбинировании различных методик и технологий, способствующих формированию компетенций. Движение к большей индивидуализации обучения учащихся, включая их большую вовлеченность в самостоятельную учебную деятельность (планирование, самоорганизация, самооценка, индивидуальный мониторинг, презентация своих учебных достижений и др.).

Теоретической базой явились следующие источники:

  1. Солдатова Г. В., Нестик Т. А., Рассказова Е. А., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. — М.: Фонд Развития Интернет 2013. - 144 с.
  2. Нестик Т. Компетенции для сетевого поколения // Дети в информационном обществе. — 2011. - № 6.- С. 56-61.
  3. Гурылев В. Эволюция школьного компьютера // Дети в информационном обществе. — 2012.  — № 12.- С. 66-73.
  4. Асмолов А.., Семенов А., Уваров А. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в будущее десятилетие. — М., 2010
  5. Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. — М.: Эксмо, 2011. — 368 с

 

Был пройден курс: «Актуальные проблемы теории и методики преподавания информатики в условиях реализации ФГОС ОО»

Приобретение компетентности базируется на опыте деятельности обучающегося. Эту точку зрения, основанную на достижениях теории обучения (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П. Брюнер, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), разделяют многие европейские и российские учёные. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общению, нужно общаться. Нельзя научиться английскому языку, не говоря по-английски, пользоваться компьютером, не прибегая к практике. Приобретение профессиональных компетентностей также зависит от активности обучающихся.

Исходя из данного положения, один из важнейших путей решения задачи по овладению обучающимися универсальными (ключевыми) и профессиональными компетентностями в системе образования видится в поиске и внедрении в учебный процесс методов активного обучения. В силу этого в профессиональной школе занятие-«урок» (лекция, традиционный семинар), как единственная и монопольная форма организации образования, должно уйти в прошлое. На смену ему приходят индивидуальные и групповые консультации, деловые игры, работа в бригадах, командах и группах, учебное проектирование, - активные (а по существу, деятельностные) формы и методы организации обучения.

Принципиально меняется позиция преподавателя. Если раньше при урочной форме обучения преподаватель как бы шёл впереди и вёл за собой учащегося (объяснение нового материала - закрепление - применение на практике - контроль), то при новых формах организации учебного процесса преподаватель как бы указывает обучающемуся дорогу (вводные, обзорные лекции) и пропускает его вперёд. Далее обучающийся должен самостоятельно изучить очередной учебный материал, а придя на занятия, получить необходимые консультации, обсудить, «проиграть», проработать с другими обучающимися возможности практического использования полученных знаний в различных ситуациях.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются на учебных занятиях и во внеурочной деятельности следующие методы:

  • - обращение к прошлому опыту учащихся;
  • - открытое обсуждение новых знаний;
  • - решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций,
  • - дискуссии учащихся;
  • - игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
  • - проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.

Результаты данного опыта выражаются в положительной динамике самостоятельной познавательной активности учащихся. Учащиеся принимают активное участие и становятся победителями и призерами в олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях, форумах.

Качество знаний по предмету составило 86% при 100% успеваемости.